среда, 16 октября 2013 г.

Игла (переносной зенитно-ракетный комплекс) Идеальное оружие своего времени


«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
«Игла» находится на вооружении армий Российской Федерации, стран СНГ, а также с 1994 года экспортируется более чем в 30 государств, включая Болгарию, Боснию и Герцеговину, Вьетнам, Сербию, Словению, Украину, Хорватию, Черногорию, Польшу, Германию, Финляндию; Индию, Ирак, Малайзию, Сингапур, Сирию, Южную Корею; Бразилию и Мексику.
Разработка принципиально нового комплекса началась в Коломне в 1971 году. Главным разработчиком ПЗРК «Игла» (9К38) было определено КБМ МОП СССР (главный конструктор — С. П. Непобедимый), а тепловая ГСН создавалась ЛОМО МОП СССР (главный конструктор ГСН — О. А. Артамонов). Главные цели состояли в том, чтобы создать ракету с лучшей стойкостью к мерам противодействия и более высокой боевой эффективностью, чем комплексы предыдущего поколения типа «Стрела».
«Игла-1» (индекс ГРАУ — 9K310, по классификации НАТО — SA-16 Gimlet (рус. буравчик)). — упрощенный вариант ПЗРК. На вооружении с 1981 года.
Преимущества ПЗРК «Игла-1» перед «Стрела-3»
Для улучшения динамики наведения ЗУР в упрежденную точку встречи с целью в тепловую ГСН были введены дополнительная схема, формирующая команду для разворота ракеты на начальном участке полета, и электронный переключатель режимов «вдогон»/«навстречу».
Для обеспечения послестартового разворота в рулевом отсеке ракеты были установлены миниатюрные импульсные твердотопливные двигатели. В боевой части (БЧ) ЗУР было использовано взрывчатое вещество с повышенным фугасным действием. Взрыватель ЗУР имел индукционный датчик (вихревой генератор), обеспечивающий подрыв БЧ при прохождении ракеты вблизи металлической обшивки цели. При прямом попадании подрыв БЧ осуществлялся дублирующим контактным взрывателем. Во взрыватель была введена трубка с взрывчатым веществом для передачи детонации от заряда БЧ к заряду впервые установленного на ЗУР взрывного генератора для подрыва оставшегося топлива маршевого двигателя ракеты.
Для снижения аэродинамического сопротивления впереди тепловой ГСН был размещен небольшой конический обтекатель, закрепленный на трех наклонных стержнях, образующих своеобразный «треножник». С целью улучшения динамических характеристик на ракете установили дестабилизатор в плоскости, перпендикулярной аэродинамическим рулям. Применение лопастных стабилизаторов, в транспортном положении прилегающих к боковой поверхности хвостовой части корпуса ракеты, позволило более рационально использовать объем пусковой трубы, ранее занимаемый сложенными перьевыми стабилизаторами.
В пусковой механизм был встроен блок целеуказания «свой-чужой» 1Л14, обеспечивающий автоблокировку пуска ЗУР по дружеской цели. 1Л14 при разрешающей способности по азимуту 20°-30° обеспечивал опознавание целей с достоверностью не менее 0,9, что практически исключало пуски ЗУР по своим объектам. Однако, из-за большой ширины диаграммы направленности антенны (до 30° по азимуту и до 70° по углу места), а также из-за наличия задних лепестков этой диаграммы, 1Л14 мог сработать от своего самолета, пролетающего вблизи ПЗРК, и заблокировать пуск ракеты по противнику. В таких случаях стрелок мог отключить блокировку пуска.
Внешним отличием ПЗРК стала притупленная коническая передняя крышка пусковой трубы, а также расположение блока питания и источника питания в в виде шара-баллона под углом к продольной оси пусковой трубы.
Комплекс «Игла-1» был дополнен переносным электронным планшетом 1Л15-1 командира отделения стрелков-зенитчиков, также впервые предложенным сотрудниками НИИ МО и предназначенным для оповещения командира отделения о воздушной обстановке в квадрате 25 х 25 км. Наличие цели в этом квадрате, к которому в прямоугольной системе координат привязывались точки стояния источника информации и отделения стрелков-зенитчиков, а также положение цели, отображалось на табло планшета загоранием соответствующего положению цели элемента светового индикатора. Источником информации для планшета могли являться пункты управления ПВО в звене «дивизия-полк» (ПУ-12, ПУ-12М, ППРУ-1, ППРУ-1М), РЛС П-19 или «Купол», используемые на ПУ начальника ПВО дивизии, оборудованные телекодовой аппаратурой съема и передачи данных АСПД-У. Опытный образец планшета обеспечивал устойчивый прием целеуказания от пункта управления ПУ-12М на дальностях не менее 10 км. Привязка планшета к местности производилась командиром отделения стрелков-зенитчиков с помощью компаса по указанной с ПУ-12М реперной точке, что обеспечивало прием координат целей с точностью не хуже 1000 м по дальности и 5°-25° по азимуту. Ошибки целеуказания без планшета (выдаваемого по радиотелефону с ПУ-12М указаниям направлений на цели по сторонам света относительно точки стояния ПУ-12М) составляли до 5 км по дальности и до 40° по азимуту. На планшете отражалось до четырех целей с отметками об их государственной принадлежности и о курсе полета цели относительно позиции стрелков-зенитчиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий